Система управления "без ручников"

Что такое KPI и чем отличается от метрик?

Для начала я дам определение KPI, показателям и метрикам.

В разных книгах, статьях, головах эти термины наделяют разными смыслами. От контекста к контексту значения меняются. Возникает путаница и бессмысленные споры.

Сразу договоримся:
  • Смысл термина важнее самого термина;
  • Результат важнее процесса;
  • Здравый смысл важнее формальностей.

KPI (key performance indicator) — ключевой показатель / индикатор / параметр эффективности.

Показатель / индикатор / метрика — вычисляемая величина, характеризующая какой-либо процесс, продукт, результат и т. д.


5 типов показателей, индикаторов и метрик:
  • натуральные величины: 1 450 кг, 300 шт и т. д.
  • относительные величины: 25% и т. д.;
  • временные: 21 день, 8 часов, 3 года и т. д.;
  • деньги: 50 000 руб;
  • бинарные: да / нет, сделано / не сделано, 1 / 0 и т. д.

KPI я буду использовать для описания всего бизнеса и буду подразумевать высокую степень влияния этих показателей на прибыль, а метрики буду использовать для описания процессов, продуктов, результатов, сотрудников и т. д.

В зависимости от конкретной ситуации, метрика может совпадать с KPI, либо быть его декомпозицией.

Система KPIs — несколько KPI, связанных между собой общими целями, такими как рост прибыли и развитие бизнеса.
KPIs НЕ являются:
  • системой штрафов и премий;
  • системой мотивации;
  • системой плановых показателей и контроля их выполнения;
  • системой целеполагания.

KPIs — это просто числовые значения, которые могут использоваться в различных системах управления. Конкретный руководитель придаёт им смысл и определяет предназначение.
Когда мы договорились о понятиях, пора перейти к сути вопроса "а как внедрять-то ваши эти то ли показатели, то ли метрики? может, план есть?".

Об этом подробно в статье Дорожная карта внедрения KPIs и метрик.
KPI и метрики